Ребенок по своей натуре
любознателен. Детей, даже самых
маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных
исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу
для исследований и экспериментирования. Постоянные «нельзя», «не лезь
туда», «не тронь» способно серьезно помешать развитию детской
любознательности. Для развития
исследовательской активности надо
наполнить жизнь ребенка различными объектами, предметами, явлениями и
событиями, которые будили бы его мысль, давали пищу для размышлений, увеличить
доступную детям «территорию познания».
И тогда
открытия ждут малыша каждый день: он
узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется,
мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на
поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они
нечаянно рвут салфетки, когда хотят
узнать, можно ли их порвать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там
внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым,
беспокойство. Поэтому важно направить сам процесс познания. Важно, чтобы
взрослый помог ребенку в познании, организовал ту самую поисковую,
познавательную деятельность. Важно любознательность сделать процессом
управляемым. Согласитесь, совершенно недопустимо ради познавательного интереса
загубить деревце, налить воду в
дедушкины ботинки!
Самой
доступной и интересной формой поисковой деятельности является
экспериментирование. Этой теме и было посвящено родительское собрание "Простые опыты для малышей", организованное в рамках "Школы молодой семьи".
Для того, чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное
русло мы рекомендовали родителям использовать особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия
экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую
природу которых малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока...
только накопление практического опыта под руководством взрослого.
Родителям предложено посмотреть сюжеты
игр-занятий с элементами
экспериментирования для детей 2,5-3,5 лет, проведенные воспитателями дошкольного учреждения. |